12 января состоялся онлайн-Научно-Методический Семинар (НМС) кафедры экономики и управления. С докладом выступил доц. Илюкович А.А.
Краткий обзор доклада:
Смысл функционирования МВА – в обмене управленческим опытом с другими управленцами, переосмыслении собственного опыта, формировании бизнес-связей и получение новых знаний.
Бизнес-школы образования MBA по Беларуси на рынке образовательных услуг предлагают разные суммы оплаты обучения: Институт бизнеса при БГУ – 15 тыс. руб, бизнес-школа ИПМ – 28 тыс.руб.; ХХI век-консалт – 17 тыс.руб. 1 год, 28 тыс.руб. – за 2 года обучения; Высшая школа управления бизнесом (ВШУБ) при БГЭУ – 2 тыс.руб. за каждый год обучения. Сейчас на внешний рынок выходит и частично теснит наши национальные школы СИТИ-бизнес-школа (Россия) со стоимостью 3400 руб. за 1,5 года обучения. Всего на пространстве СНГ 90 организаций этого профиля, объем рынка таких образовательных услуг составляет около 7–10 млн. долл.
В США, например, ежегодно выдают более 90 тыс.дипломов МВА.
В Республике Беларусь тратится на развитие управленческих компетенций через программы МВА в десятки раз меньше, чем в развитых странах: в Германии – 4,574 %, в Швеции – 6,31 %, в США – 6,52%, а в Беларуси – 0,092 % от ВВП.
Недостатками белорусского бизнес-образования являются:
1. оторванность от практики;
2. недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров;
3. медленное внедрение современных инновационных способов обучения;
4. низкие требования к поступающим;
5. слабые контакты с ведущим бизнес-школами мира.
По окончании бизнес-школы выпускнику прививаются навыки: креативности, коммуникабельности, стратегического мышления, умения работать см информацией, освоения новых знаний, способности принимать стратегические решения, лидерских качеств.
Мировая практика функционирования бизнес-школ показала, согласно опросам, наибольшие предпочтения обучающихся следующим инновационным технологиям обучения:
— дискуссии – 90%;
— деловые игры – 75 %;
— кейсы – 63 %;
проблемные лекции – 55 %.
Требования к стажу поступающих учиться – разные. В России, например, требуется стаж 3–4 года управленческой деятельности. Применяется также специфическая школа MIM – магистр мененджмента (без стажа работы).
Продолжительность обучения в разных бизнес-школах – разная:
Программа обучения | Срок |
MIM | 1-1,5 года |
MBA | 1,5- 2 года |
DBA | 0,5-1год |
Процентное соотношение между очной и дистанционной формами обучения составляет в среднем:
Вид обучения | MIM | MBA | DBA |
очное | 40 | 50 | 60 |
дистанционное | 60 | 50 | 40 |
Имеются и разные подходы к формированию плана учебной нагрузки преподавателю МВА и оплаты соответственно. В ведущих бизнес-школах России на 1 час лекции приходится 4–5 часов самостоятельной ее подготовки. Кроме того, 1 лекция считается пробной. Если она не понравилась, магистрант может уйти; можно также проучиться 1 месяц, и если не понравится, забрать документы и потребовать вернуть плату за обучение.
Согласно опросу в зарубежных бизнес-школах , основными мотивами обучения в МВА являются: 23% – желание изменить сферу деятельности; 46 % – систематизация знаний и получение новых; 31% – перспективы карьерного роста и получения высоких доходов.
Перед бизнес-школами Беларуси стоят 2 острые неотложные задачи:
- получение аккредитации зарубежных вузов;
- создание независимой системы сертификации квалификаций.