12 января состоялся онлайн-Научно-Методический Семинар (НМС) кафедры экономики и управления. С докладом выступил доц. Илюкович А.А.

Краткий обзор доклада:

Смысл функционирования МВА – в обмене управленческим опытом с другими управленцами, переосмыслении собственного опыта, формировании бизнес-связей и получение новых знаний.

Бизнес-школы образования MBA по Беларуси на рынке образовательных услуг предлагают разные суммы оплаты обучения: Институт бизнеса при БГУ – 15 тыс. руб, бизнес-школа ИПМ – 28 тыс.руб.; ХХI век-консалт – 17 тыс.руб. 1 год, 28 тыс.руб. – за 2 года обучения; Высшая школа управления бизнесом (ВШУБ)  при БГЭУ  – 2 тыс.руб. за каждый год обучения. Сейчас на внешний рынок выходит и частично теснит наши национальные школы СИТИ-бизнес-школа (Россия) со стоимостью 3400 руб. за 1,5 года обучения. Всего на пространстве СНГ 90 организаций этого профиля, объем рынка таких образовательных услуг составляет около 7–10 млн. долл.

В США, например, ежегодно выдают более 90 тыс.дипломов МВА.

В Республике Беларусь тратится на развитие управленческих компетенций через программы МВА  в десятки раз меньше, чем в развитых странах: в Германии – 4,574 %, в Швеции – 6,31 %,  в США – 6,52%, а в Беларуси – 0,092 % от ВВП.

Недостатками белорусского бизнес-образования являются:

1. оторванность от практики;

2. недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров;

3. медленное внедрение современных инновационных способов обучения;

4. низкие требования к поступающим;

5. слабые контакты с ведущим бизнес-школами мира.

По окончании бизнес-школы выпускнику прививаются навыки: креативности, коммуникабельности, стратегического мышления, умения работать см информацией, освоения новых знаний, способности принимать стратегические решения, лидерских качеств.

Мировая практика функционирования бизнес-школ показала, согласно опросам, наибольшие предпочтения обучающихся следующим инновационным технологиям обучения:

— дискуссии – 90%;

— деловые игры – 75 %;

— кейсы – 63 %;

проблемные лекции – 55 %.

Требования к стажу поступающих учиться – разные. В России, например, требуется стаж 3–4 года управленческой деятельности. Применяется также специфическая школа MIM – магистр мененджмента (без стажа работы).

Продолжительность обучения в разных бизнес-школах – разная:

Программа обучения Срок
MIM 1-1,5 года
MBA 1,5- 2 года
DBA 0,5-1год

Процентное соотношение  между очной и дистанционной формами обучения составляет в среднем:

Вид обучения MIM MBA DBA
очное 40 50 60
дистанционное 60 50 40

Имеются и разные подходы к формированию плана учебной нагрузки преподавателю МВА и оплаты соответственно. В ведущих бизнес-школах России на 1 час лекции приходится 4–5 часов самостоятельной ее подготовки. Кроме того, 1 лекция считается пробной. Если она не понравилась, магистрант может уйти; можно также проучиться 1 месяц, и если не понравится, забрать документы и  потребовать вернуть плату за обучение.

Согласно опросу в зарубежных бизнес-школах , основными мотивами обучения в МВА являются: 23% – желание изменить сферу деятельности; 46 % – систематизация знаний и получение новых; 31% – перспективы карьерного роста и получения высоких доходов.

Перед бизнес-школами Беларуси стоят 2 острые неотложные задачи:

  1. получение аккредитации зарубежных вузов;
  2. создание независимой системы сертификации квалификаций.