31 марта 2022 г. состоялось 5-е заседание научно-методического семинара (НМС) кафедры экономики  управления.

Доклад к.э.н., доц. Войтешенко Б.С.. на тему «Рациональное использование вторичных материальных ресурсов (ВМР) как фактор снижения нагрузки на окружающую среду».

Особенно докладчиком выделены нижеследующие моменты:

В Республике Беларусь отмечается большой прогресс в сфере использования ВМР. Особенно это касается таких вопросов, как совершенствование методик расчета эффекта от вторичной переработки, совершенствования законодательства о переработке ВМР и ресурсосбережению, организация раздельного сбора ТБО среди населения.

Но главное в стратегии –  не решать возникшую проблему, а предотвратить ее появление. Насчет ликвидации мусорных свалок: этот вопрос можно решать несколькими путями: а) можно устроить мусорные захоронения («мусорные полигоны»), однако при этом идет отравление грунтовых вод в долгосрочной перспективе, начинается гниение и выделяются сопровождающие его метан, соединения азота, фосфора; б) можно сжигать бумажный мусор, шины, пластик и т.п., остается зола. Однако использовать такую золу в рециклинге нельзя, она ядовита, для пахотных земель не пойдет; в) можно перерабатывать с целью  создания вторичного сырьевого источника, но отечественных технологий здесь нет.

На территории Беларуси построены и функционируют 7 мусороперерабатывающих комбината. Однако их мощностей не хватает даже на 30 % имеющегося мусора. И еще одна проблема связана с их территориальным размещением: так называемое «ПЛЕЧО» перевозки.  Доставка туда мусора к конвейеру порой настолько дорогое «удовольствие», что результат переработки не имеет экономического смысла.

Эксперимент по раздельному отбору твердых бытовых отходов (ТБО) был проведен, но неудачно в г. Лиде еще в советское время (1997–1998 гг.). Лишь повторный эксперимент в 2008 г. дал эффект. Поэтому на сегодняшний день 100% населения охвачены системой раздельного сбора ТБО, хотя нарушений здесь хватает.

Важная проблема при такой постановке задачи (раздельном сборе ТБО) – это создание станций сортировки. Труд там достаточно тяжелый и неприятный, но социально необходимый. Станций не хватает. Необходимы инвестиционные вложения.

Еще одним направлением решения проблемы является обеспечение функционирования «залоговой» системы, когда за возвращаемую тару возвращаются потребителю и деньги за нее. В СССР залоговая система на тару (особенно стеклотару) по стоимости была выше, чем стоимость самого продукта. В частности, стоимость кефира 0,5 л была 45 коп., а стеклянная бутыль под него при возврате потребителем давала 25 коп.

Введение депозитно-залоговой системы (ДЗС) для нас очень важно сейчас, потому что разрыв отношений с Европой повлечет за собой исчезновение части тары под продукты. В рамках ДЗС надо устанавливать тароматы (автоматы по выдаче денежной мелочи взамен сданных пластиковых бутылок, что существуют уже сейчас в странах Прибалтики). Источником формирования ДЗС, как видится, будет не государство, а частный бизнес.

Настало время, когда не деньги имеют значение , а окружающая среда, чистый воздух, чистая вода, которую мы пьем. Однако настораживает тот факт, что действующие нормативы в Беларуси по защите грунтовых вод, воздуха вокруг так называемых «мусорных полигонов» – гораздо ниже, чем в Европе. В каждом четвертом водостоке вокруг таких полигонов обнаружена концентрация вредных веществ, в десятки раз и более превышающая предельно допустимые концентрации (ПДК).

Кроме того, для переработки ТБО нужны соответствующие технологии. Они есть за рубежом, но не у нас. А их разработка очень капиталоемка и трудозатратна, требует солидного финансирования науки. Наши расходы на белорусскую науку колеблются ежегодно в пределах 0,4–0,5 % от ВВП, намного ниже критического порога. Даже в Корее этот процент в 4 раза выше.

У нас в Беларуси не ведутся исследования по вопросу, насколько объем ВВП теряет из-за потери здоровья рабочей силой (трудовыми ресурсами). По РФ такие данные есть: только по злокачественным заболеваниям потери составляют 0,5 % от ВВП.