23.02.2023 состоялось 7-е заседание НМС кафедры Экономики и управления. С интересным и  актуальным докладом выступил кандидат экономических наук, доцент БАКУНЧИК Василий Николевич.

Тема доклада: Межгосударственные экономические санкции (ЭС) – история, мотивы и цели, формы, эффективность воздействия.

Бакунчик В.Н. рассказал об истории формирования санкций. В XIX в. межгосударственные ЭС – это морские блокады некоторым странам без объявления им войны с целью предотвращения морской торговли с другими странами.

С 1827 (первая известная морская блокада), по 1914 г. зафиксирована 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины, Сальвадора.  Организаторами блокад становились Великобритания (12 раз), Франция (11 раз), Италия и Германия (по три раза), Россия и Австрия (по два раза) и Чили (1 раз).

С 1990 года ООН начала использовать международные ЭС против различных государств. Им подверглись: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006). В основном санкции ограничивали поставки в эти страны оружия и военного оборудования. В некоторых случаях использовалось замораживание зарубежных активов.

К настоящему времени формы экономических санкций расширились за счет других экономических и политических мер воздействия на санкционируемые страны.

Обычно санкции налагаются большими странами, ведущими активную глобальную внешнюю политику (часто США) именно потому, что они большие.

В виде исключения, встречаются, экономические санкции, связанные с региональными конфликтами, например, Испанские санкции против Великобритании с 1950 по 1984 год в связи с гибралтарским спором.

Доц. Бакунчик В.Н. отдельно остановился на последствиях санкций, дал оценку современным санкциям. Следует отметить, что санкции существенно более эффективны тогда, когда они направлены против дружественных или нейтральных стран: почти 50 % успеха в случае дружественных стран, 33 % в случае нейтральных, и лишь 19 % в случае стран. При этом цели прекращения военных действий, в случае враждебных стран с помощью санкций не удалось добиться ни разу.

Отрицательный эффект санкций на экономику налагающей их страны трудно подсчитать, но обычно он незначителен. Это связано с тем, что эффект санкций редко превышает 2 % ВВП экономики страны/стран, применяющих санкции. Тем не менее, наложение санкций может привести к отрицательным внутриполитическим последствиям, так как ущерб наносится отдельным компаниям и отраслям, и может быть очень длительным (так как компании будут считаться впредь «ненадёжными поставщиками»).

По сути, экономические санкции для налагающей страны являются особым видом налога для финансирования внешнеполитической деятельности, но при этом очень неравномерно распределённым в обществе.