Доклад к.э.н., доц. Илюковича А.А. на тему «Тенденции и перспективы развития высшего образования в Российской Федерации» был представлен кафедре на научно-методическом семинаре 24 января 2024 года.

Докладчик ознакомил о том, что Президент Путин В.В. поставил задачу стандартизации высшего образования в ЕАЭС, особенно по техническим профессиям. Замечено также, что в Республики Средней Азии стали активно проникать турецкие вузы-конкуренты, технически более оснащенные. Поэтому с 2025 г. Будет в РФ выделяться:

— 1-й уровень: базовое образование (от 4 до 6 лет);

— 2-й уровень: магистратура;

— 3-й уровень: аспирантура.

Идут дискуссии, будет ли аспирантура в составе Министерства науки и высшего образования. В РФ существует специфика в институтах пос сравнению с  Беларусью: Министерство просвещения (среднее и среднее специальное) и Министерство науки и высшего образования. В Беларуси же Госкомитет по науке существует отдельно от Минобра.

Все вузы переходят на 5-летний срок обучения. 4 года останутся только для юридических и экономических специальностей.

Все вузы России теперь делятся на 6 категорий:

  1. Национальные (их всего 2 — МГУ им. М.В. Ломоносова и СпбУ). Они непосредственно подчиняются правительству, финансируются правительством, могут сами без ВАКа присуждать ученую степень;
  2. Федеральные университеты (их 10), согласно федеральным округам. Они наделены правом самостоятельно разрабатывать учебные стандарты, учебные программы без согласования и утверждения в Минобра.

Сейчас политика правительства направлена на особое развитие Дальневосточного федерального университета, а также Арктического (это — зона столкновения сейчас интересов разных стран), Якутского;

  1. Региональные национальные исследовательские университеты (их 21). Здесь делается акцент — на  развитие высоких технологий. Например, это  — Московский инженерно-технологический университет, Иркутский государственный научно-исследовательский университет. Они проходят конкурс на право иметь это звание, по перечню критериев. Защита своего рейтинга осуществляется каждые 2 года, перед постоянно действующими комиссиями. Дополнительное финансирование осуществляется как из госбюджета, так и из грантов федерального уровня. Если университеты 1-го и 2-го уровней делают акцент на взращивание академических кадров, то 3-й уровень — на развитие высоких технологий;
  2. «Опорные» университеты, с конкретной территориальной привязкой (их 29, в перспективе их число возрастет в 2 раза). Они ежегодно защищают свой рейтинг пере спецкомиссиями, получают гранты из региональных фондов. Например, это — Псковский государственный университет. Они ориентированы на сетевое взаимодействие с вузами других стран ЕАЭС. Например, создан консорциум «Учим вместе» (совместно Витебский университет им. П. Машерова и Псковский государственный университет), уже прошел 1-й этап их плана взаимодействия.

5-й и 6-й уровни — остальные университеты, государственные и частные. Это — около 700 государственных и около 200 частных университетов, там учится только 7 % студентов.

Появилось очень много корпоративных  университетов. Например, Сбербанк, Российская железная дорога так готовит себе кадры. Но они специализируются только на повышении квалификации и переподготовке. Из слушателей около 50 % не доходит до конца обучения: требования очень жесткие. Стоимость обучения дорогая.

Средний рейтинг российских вузов — 52 место среди 139 стран мира. 51 % мест в российских вузах — платные, остальные — финансируются государством. Стоимость обучения очень разнится. Например, Нижегородский и Саратовский университеты — от 120 000 до 150 000 росс. Руб. За 1 год обучения в зависимости от получаемой специальности.  ВШЭ (Высшая школа экономики) — 3 500 тыс. долл. в год.

Сейчас в вузах взята ориентация на междисциплинарность, ассимиляцию специальностей между собой. В частности, студент-математик имеет право посещать лекции доцента-экономиста, и если он наберет определенное количество баллов оценки, то получит еще и сертификат переподготовки экономиста.

Все вузы России имеют в составе институты, где есть научные сотрудники. Поэтому там — НПС (научно-преподавательский состав), а не ППС, как у нас в Беларуси. Там требуют, чтобы научные сотрудники имели минимум 0.25 ставки преподавания, и наоборот. Недаром есть поговорка: « Дети миллиардеров поступают в ВШЭ или МИФИ ,а дети-гении поступают в Московский физико-технологический университет». Но утечка кадров за границу из последнего составляет 90 %.

Президент В. Путин сориентировал вузы на модель «2+2+2». Первые 2 года — обучение всех студентов одинаковое. Вторые 2 года — выбор специальности по набранному рейтингу. Третьи 2 года — магистратура.

Сейчас в России около 230 грантов и проектов в вузах. Зарплата НПС поэтому выше на 300% средней зарплаты по региону.

Был проект Медведева «5*100» (чтобы 5 ведущих российских вузов вошли в рейтинг 100 университетов мира), но он провалился. Сейчас в правительственной Программе по развитию высшего образования участвуют 106 вузов, получая дополнительно от государства по 100 млн. росс. Руб. Задача — поднять уровень высшего образования регионов.

Растет конкурс в магистратуру МВА, например, в Российскую академию народного хозяйства — на 14 % в 2023 г.

Так же были заданы следующие вопросы докладчику:

Д.э.н, проф. Аксень Э.М.: В аспирантуру надо поступать уже с магистратурой?

Ответ: Да, если ребята учились в вузе менее 5 лет.

Д.э.н., доц.: Зенькова Л.П.: А надо ли коллективам кафедр, на которых учились аспиранты за счет государственных средств, трудоустраивать их у себя на кафедре?

Ответ: Нет. Там вообще нет распределения. Но есть целевое направление в аспирантуру, тогда после окончания ее человек должен явиться на работу в организацию, давшую целевое направление.

Д.э.н., доц.  Зенькова Л.П. : А будет ли восстановлена военная кафедра везде?

Ответ: Она и так есть, но не везде. Пока вопрос открыт. События СВО на это, возможно, повлияют.

Российские вузы очень заинтересованы в белорусских абитуриентах, так как считается, что они очень добросовестные. Например, в псковском университете на главной странице сайта выложена таблица приведения белорусских академических баллов к российским с целью приема таких абитуриентов без вступительных экзаменов.

Д.э.н., проф. Быков А.А.: А какова зарплата учителей?

Ответ: Мнения разделились. Одни считают необходимостью повысить зарплату учителей на 30% минимум. Другие считают,  что учителя должны быть замотивированы другими аспектами, но не рублем. Иначе тогда пойдут кадры, которые гонятся за длинным рублем. Хотя факты следующие: по уровню конкурсности для поступления в вузы среди абитуриентов последнее место занимают сельхозакадемии, а предпоследнее – «педагогические» факультеты.